Если не можешь победить честно, тогда просто победи
Один киевлянин, некоторое время поработавший в Москве в крупном издательстве и теперь вернувшийся в Киев, высказал теорию: людям в единственном настоящем мегаполисе Восточной Европы деньги нужны не на жизнь, а чтобы отгораживаться от агрессивной, неприятной среды. Чтобы не ходить в «Пятерочку», передвигаться по этим улицам только в панцире машины, не спускаться в это метро, не иметь дела с муниципальной системой образования (а лучше и с частной — отправить детей за границу). На более низких уровнях социальной иерархии деньги тоже нужны для защиты от среды: чтобы выбраться из снимаемой на паях с кем-то квартиры, сменить метро на шахид-такси, ходить в фуд-корт какого-нибудь молла, а не в дешевую забегаловку с алкашней, подключить кабельное телевидение и уйти от осточертевшего Первого канала. Основная функция денег в Москве — оборонительная. Поэтому все стоит так дорого: речь идет не о факультативном, в общем-то, потреблении, а о тратах на жизненно необходимое отгораживание от кислотной среды. В каждом слое безопасности — своя униформа, свои правила и условности. Спуститься на уровень ниже — страшно: там исчезает чувство защищенности, возникает неуверенность, которая может проявляться и как депрессия, и как агрессия.

Поэтому в Москве нельзя остаться без денег. Это главный кошмар для всех здесь живущих.

Тот, у кого иссякли деньги, получил пробоину в броне. Вместе с нашей жалостью — да, мы все-таки на нее способны, вот и Кабанову до последнего многие помогали, и злополучную машину одолжили, и «пропавшую» жену искали, — пошатнувшийся получает лошадиную дозу презрения и злорадства.

Скажете: «Я не презирал, не злорадствовал, давал в долг, когда уже было ясно — не вернет». Отлично, возьмите с полки пирожок, — но разве вы не участвуете в денежно-оборонительной системе? Не живете по правилам своего отгороженного слоя? Не боитесь спуститься на ступеньку ниже, не стараетесь подняться на ступеньку выше? Эта система — наша; это наш город.

Когда в середине 90-х я работал в газете The Moscow Times, мы называли Москву The Big Cabbage, противопоставляя ее заокеанскому «Большому яблоку». Я уже забыл, что конкретно мы тогда имели в виду, но метафора сейчас актуальнее, чем тогда. Деньги в Москве — средство передвижения между капустными листами в направлении кочерыжки. Внешние листья промерзают, подвергаются атакам паразитов, их молотит дождь. Внутри безопаснее. Снаружи — исключительно агрессивная среда.

Это замечают все, кто оказываются здесь даже ненадолго. Еще одна киевлянка — состоявшаяся журналистка, сотрудница престижного издания — приехала в Москву брать интервью. Через несколько часов пишет в «Фейсбуке»: «Самая худшая поездка в моей жизни! За первые полчаса пребывания в Москве лишилась 150 долларов, взятых на два дня. Потому что таксист сказал 80 рублей. Но он не сказал, что это за километр! И что их 48! Ехала в метро, рыдала и думала: "Москва, сука, слезам не верит". В гостинице произошел сбой в системе бронирования, и поэтому моего номера не оказалось. А тот, что оказался, конечно же, стоит дороже. И вот до завтрашнего вчера у меня двадцать долларов».

Ну, интервью-то хоть удалось? «Тот, к кому я сюда приехала, за час до встречи позвонил и сказал, что не сможет мне ничего рассказать».

Это наш город. Мы в нем живем, и он у нас вот такой.

Я вернулся в Москву после годичного отсутствия. За этот год с меня успела слезть скорлупа, хитиновый покров, который был под скорлупой, и частично чешуя, которая была под хитином. И вот что я вам скажу. Если живет в вас мистер Хайд, будьте уверены — выйдет, потому что рано или поздно его спровоцируют. Или нежданным ударом кастета в переулке, или слишком долгим кассовым разрывом, или повышением арендной платы за квартиру на 5000 рублей, которых нет и не предвидится.

Может, конечно, и вылечат Москву велосипедные дорожки, бесплатный вайфай в парках и мода на волонтерство, но что-то я сомневаюсь; ее и атомной бомбой уже не починить.
(с) Леонид Бершидский: Мистер Хайд в Большой Капусте.

@темы: Мир под микроскопом

Комментарии
26.01.2013 в 23:25

Да!
Я не понимаю причем тут Москва ваще. По-моему, это всей РФ касается. Во всяком случае, городского ее населения.
Да, и мне пиздец как страшно остаться без денег. Не потому что в Москве, а потому что в этой стране ™ если в метро не ездить в час пик - нормальное вполне метро))
Уж очень хорошо я знаю, что значит, когда денег нет. Очень хорошо. И знакомиться с этим чувством еще раз ой как не хочется.
26.01.2013 в 23:51

Рыцарь со страхом и упрёком. // NULLA DIES SINE DIEI IRAE // N'Ayez pas peur de soufrir le futur nous attend. // Утка подгорает!
Чтобы не ходить в «Пятерочку», передвигаться по этим улицам только в панцире машины, не спускаться в это метро, не иметь дела с муниципальной системой образования (а лучше и с частной — отправить детей за границу)
Ага. Поэтому я грежу о бронескафандре. Чтобы было the ultimate отгораживание. Вся проблема в превышении комфортной плотности населения.
26.01.2013 в 23:55

Да!
inquisitor, не знаю, я всю жизнь мечтаю об the ultimate схеме)) С более-менее сознательного возраста. Хотя я и не коренной москвич. Но только в Москве я к ней смог относительно приблизиться. Мне не семья, не родной город никогда не давали такого уровня уверенности в своих силах, которые я могу дать себе сам, проживая в Москве))
27.01.2013 в 11:46

Если не можешь победить честно, тогда просто победи
Мне не семья, не родной город никогда не давали такого уровня уверенности в своих силах, которые я могу дать себе сам, проживая в Москве))

Ansuz Jawohl, ну да, помимо кислотной среды, тут еще и куча возможностей. Ты-то в принципе исключение из всех правил, но наблюдая за людьми здесь и в провинции, я прихожу к выводу, что все написанное все же относится по большей части к Москве. Ту некая особенная концентрация некой особенной кислоты.

inquisitor, ага, а я все время, как ездил на общественном транспорте, мечтал о бронескафандре с шипами, и чтобы он током бился.
27.01.2013 в 11:55

Да!
Schnizel, помимо кислотной среды, тут еще и куча возможностей.
вот именно. и они примерно равны. причем в сторону возможностей знак "больше".
27.01.2013 в 12:34

Если не можешь победить честно, тогда просто победи
Ansuz Jawohl, согласен.
27.01.2013 в 20:36

Рыцарь со страхом и упрёком. // NULLA DIES SINE DIEI IRAE // N'Ayez pas peur de soufrir le futur nous attend. // Утка подгорает!
Schnizel, :friend: Да. Именно такой скафандр!
28.01.2013 в 00:26

Может, позволить себе влюбиться, раз уж нечем себя убить?!
с тех пор, как стала ездить на машине - поняла, что в транспорте было легче. проще. дешевле.
(это к машине потянуло, как к наркотику. уже не отобрать, как бы тяжело ни было)
но про Москву... что-то да. что-то определенно есть такое.
и люди там, зашуганные. даже друзья которые.
28.01.2013 в 10:35

Если не можешь победить честно, тогда просто победи
поняла, что в транспорте было легче. проще. дешевле.

Песня_Ветра_, это с транспортом значит сильно везло. О_О Для меня это всегда был аццкий адЪ. А насчет дешевле - если едешь двумя видами транспорта - например, электричкой и маршруткой, или электричкой и метро, то машиной получается дешевле. А если ехать тремя, так тем более.
28.01.2013 в 15:11

Может, позволить себе влюбиться, раз уж нечем себя убить?!
Schnizel, в Казани пока дешевле получается только если мы едем вдвоем-втроем. или ребенка надо к бабушке довезти.
вроде как удобнее на машине (особенно, если холодно). но в целом...на бензин до фига денег уходит.
а на автобусах-метро я ездила преимущественно не в часы пик последние лет десять. поэтому для меня они пустые) много ходят) жаль только что не допоздна)
28.01.2013 в 15:50

Если не можешь победить честно, тогда просто победи
Песня_Ветра_, если не в час пик, то конечно. Но почти все работающие ездят в час пик.